Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пассажиры, пешеходы, водитель, где был поврежден автомобиль является экспертиза дорожных происшествий, которую обыватели по разному именуют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Однако ни одно из вышеуказанных наименований не является научно-обоснованным и точным.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) в настоящее время продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор факторов.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела это уникальное наименование более 7 лет тому назад, количество практикующих судей, юристов, следователей, адвокатов все также назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс экспертиз, не уточняя вида экспертизы.

Из-за столь общего и абстрактного определения данного исследования, в нашей практике довольно таки часто появляются ситуации, когда в офис какой-либо экспертной организации, где имеются тоже «автоэксперты» (оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы дела, для исполнения которых требуются знания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожной разметки).

В таких случаях возникает нехорошая ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные инстанции без исполнения, из-за чего сроки затягиваются из-за безграмотности участников судебно-следственного процесса.

Основные задачи и цели дорожно-транспортной экспертизы:

• ситуация на месте происшествия: участка дороги за пределами дорожного покрытия, обочин, состояние покрытия проезжей части;

• состояние дорожного полотна в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности (невозможности) необходимого восприятия водителем сложившейся ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• экспертиза значений коэффициентов и параметров, характеризующих передвижение транспортных средств и других участников на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и иных объектов по полотну автодороги;

Выяснение факторов, связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, которые могли способствовать возникновению происшествия: отсутствие необходимых дорожных знаков, неправильное расположение дорожных знаков, неверная разметка дорожного полотна, неблагоустроенность дороги и иные отрицательные особенности дорожной ситуации.

Для судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту требуется предоставить материалы административного, уголовного, гражданского дела, которые относятся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу необходимо знать, что для исследования необходимо глубокое изучение всего имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

Например, в ситуациях, где одним из важных обстоятельством происшествия выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из Гидрометеоцентра в момент дорожно-транспортного происшествия.